Сюжет
Специальный проект
К главной

Тренды школьного образования в учебном году 2022/2023

Какие мировые образовательные тренды реализовали в московских школах

Два года подряд российские исследователи собирают данные о мировых трендах школьного образования. В 2022 году Лаборатория инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ и Конкурс инноваций в образовании (КИвО) выделили десять трендов и провели анализ, насколько они коррелируют с российскими реалиями. Второе исследование под руководством НИУ ВШЭ и госкорпорации «Росатом» посвящено трендам наступающего года, часть из которых уже сегодня реализуется в школах Москвы и имеет высокий потенциал для развития в будущем. Поговорим подробнее о цифровизации, обучении в разных форматах, новых возможностях для подготовки к ЕГЭ и для профессиональной практики, а также о доступе к единой образовательной среде.

Диана Королева
заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор Конкурса инноваций в образовании (КИвО), автор исследований

Мировые тренды отвечают тому, что происходит в московских школах. Мы видим два глобальных тренда этого года. Один из них связан с цифровизацией образования и смешением видов обучения, автономным обучением и образованием в соцсетях. Москва полностью соответствует первому тренду и движется в нем. Создаются hardware-условия — школы хорошо оснащены, есть все необходимое оборудование — и software-условия для смешанного обучения и большей автономности. Здесь большую роль играет «Московская электронная школа» как платформа, которая предоставляет контент и задает рамки обучения в разных форматах.

Другой тренд связан с психологическим благополучием школьников, студентов и учителей. Это равновесие при выполнении заданий, образование для психологического здоровья, учет домашней среды, рефлексия негативных эмоций. Что касается комфортного пространства внутри, сделан большой шаг: московские школы очень хорошо оформлены, у них современный дизайн, есть зоны для отдыха и активных занятий, классы укомплектованы интерактивными партами и досками. Среда интерактивная и интересная. Что же касается отношений между сверстниками, работы в классе и рефлексии негативных эмоций — для нас это зона ближайшего развития, которая должна случиться.

Тренд 1. Совмещение учебы с профориентацией

Во многих странах профориентация является частью образовательного процесса в школе и регулируется на законодательном уровне. Во Франции в программы старших классов включены уроки по выбору профессии. При школах созданы учебные производственные предприятия, где учащиеся осваивают профессиональные навыки и проходят профессиональную адаптацию. В шведских школах преподают специальную дисциплину «Куда шагать по жизненной лестнице». В Японии профориентация начинается с седьмого класса. Ученики одну за другой осваивают 16 профессий в самых разных областях: бизнесе, сельском хозяйстве и т. д. Результаты работы постоянно фиксируются, и на их основе выпускники получают рекомендации и индивидуальную программу по профессиональной самореализации.

В Москве первые предпрофессиональные классы открылись в 2015 году и на сегодняшний день работают более чем в 400 школах. Школьники получают углубленные знания по основополагающим предметам будущей профессии. Предпрофессиональное образование позволяет готовить старшеклассников к академической системе обучения, олимпиадам и научно-практическим конференциям, подключать вузы-партнеры с их программами проектно-исследовательской деятельности, а также реализовывать программы дополнительного образования (инженерные, медицинские и другие).

Ученики предпрофессиональных классов участвуют в ежегодных городских научно-практических конференциях и экскурсиях на реальные предприятия, где узнают о профессии от практикующих специалистов и в будущем могут пройти стажировку. Благодаря взаимодействию с колледжами, системой образования Москвы и смежными департаментами школьники получают первую профессиональную квалификацию, к примеру, в медицинских классах это младшая медсестра и основы сестринского дела. В образовательную программу включены специализированные предметы с проведением практических занятий. Так, в космических предпрофессиональных классах дети проходят практико-ориентированные курсы по аэродинамике и баллистике, геоинформатике, навигации, механике космического полета, применению одноплатных компьютеров в космической мехатронике.

Космические, авиастроительные и спортивные предпрофессиональные классы появились в московских школах в этом учебном году. Кроме этого, существенно увеличилось число школ с инженерными, медицинскими, ИТ, педагогическими, академическими, медиа- и предпринимательскими классами. У учащихся есть возможность самостоятельно формировать образовательный профиль на стыке нескольких профессиональных направлений. Индивидуальный профиль ученика при непосредственном участии самого ребенка — безусловный тренд будущего.

Ранняя профориентация внедряется и для основной школы. Для этого в 7–9-х классах запущены образовательные вертикали, которые помогают ребенку понять, какую специализацию выбрать и оставаться ли в старшей школе. В этом учебном году в пилотном режиме запущены четыре направления образовательных вертикалей: спортивное, лингвистическое, естественно-научное и ИТ. Проект продолжает развиваться, чтобы помочь московским школьникам выстраивать профессиональную траекторию успеха.

Анна Вакулик
заместитель директора Фаблаб МИСиС

Школьникам важно как можно больше узнать о будущей профессии. Мы помогаем разобраться с тем, какие задачи стоят перед специалистом и какими инструментами он пользуется, предлагаем самостоятельно решить задачу или сделать совместный проект, акцентируем внимание на ключевых навыках и компетенциях.

В последнее время у нас появилось больше возможностей для работы. Благодаря поддержке Департамента образования и науки г. Москвы на площадках вузов города проводится множество мероприятий, ориентированных на профильные проекты: «Академические классы», «Инженерные классы» и другие. Взаимодействие школ с вузами стало более удобным, учителя и директора школ фокусируются в целом на направлениях и после выбирают мероприятия в рамках этих направлений. Можно принять участие в инженерных и научных каникулах три раза в год, а экскурсии и мастер-классы идут почти круглогодично.

С 2012 года мы попробовали самые разные учебные форматы. Наиболее результативными, на наш взгляд, являются двух-трехдневные интенсивы, во время которых участники работают над своими проектами. Насыщенная программа, разнообразие форматов внутри самого мероприятия, дружеская атмосфера, квалифицированные эксперты и хорошо оборудованные мастерские помогают школьникам погрузиться в творческую среду, подкрепить теорию практикой и начать воплощать идеи в жизнь. Проектные интенсивы мы всегда завершаем макетами, прототипами изделий проектов или подробным планом по реализации.

Тренд 2. Углубленная подготовка к экзаменам

Специальная подготовка к выпускным экзаменам проводится в школе и является частью зарубежных образовательных программ. В Германии учащиеся, которые планируют поступить в университет, последние два года школы проходят подготовку к сдаче финального экзамена (Abitur). У старшеклассников польских школ есть возможность сдать диагностический тест, чтобы оценить уровень подготовки к экзамену на аттестат зрелости (Matura próbna).

Исследователи подчеркивают важность регулярных школьных тестирований. Благодаря им дети учатся концентрироваться и справляться со сложными задачами, а преподаватели получают развернутую информацию о потребностях и способностях каждого ученика, проблемах мотивации и обучения на ранней стадии, когда помощь имеет наибольшие шансы на успех. Помимо этого, участие в тестировании предоставляет учащимся важный навык — сам по себе опыт прохождения тестов. Так, в Финляндии, где уровень образования считается одним из самых высоких в мире, уже в начальных классах используют систематическое внутришкольное и внешнее оценивание.

Сейчас эти тренды активно внедряются в Москве. Столичные школьники со 2-го по 11-й класс могут пройти независимые диагностики по всем предметам школьной программы. Есть три вида таких работ: стартовые в начале учебного года, рубежные в конце полугодий и триместров, а также итоговые в конце учебного года. Пройти их можно в Центре независимой диагностики или дистанционно. Ученики получают подробную интерпретацию результатов по итогам диагностики. Такой самостоятельный аудит знаний помогает выявить трудности в изучении предмета и определить темы, которые стоит повторить. А школе эти результаты могут быть полезны для мониторинга освоения учениками предметов и корректировки учебных программ.

Старшеклассникам доступны независимые диагностики в формате ОГЭ и ЕГЭ. Они включают систему регистрации со случайным распределением мест, технологию печати полного комплекта материалов к экзамену прямо в аудитории, индивидуальные камеры хранения личных вещей и проход через рамки металлодетекторов, видеонаблюдение. Такие диагностики можно пройти и в онлайн-режиме, в этом случае наблюдение за выполнением работы организуют с помощью технологии прокторинга.

Для мониторинга уровня знаний в «Московской электронной школе» пользователям доступен инструмент «Тематическое оценивание». Он позволяет привязать все оценки к темам и отследить динамику знаний ребенка по каждой теме в каждом предмете. С этого года тематическое оценивание доступно во всех школах. Оценка по теме отображается в электронном журнале и в расписании электронного дневника ребенка, а в «Портфолио учащегося» есть более подробная статистика: количество пройденных тем, количество уроков по темам, средний балл по темам и другое.

С этого года изменился формат обучения в столичных выпускных классах. В первом полугодии старшеклассники освоят программу по непрофильным предметам и напишут пробные ЕГЭ, максимально приближенные к настоящим экзаменам. Они не повлияют на оценку по предмету, а помогут будущим выпускникам проверить готовность к экзаменам, оценить уровень знаний, на основе результатов построить личный план подготовки к поступлению. В процессе сдачи учащиеся узнают правила поведения на экзамене, потренируются заполнять бланки, научатся справляться со стрессом, правильно распределять и использовать отведенное время.

Во втором полугодии в расписании у детей останутся профильные дисциплины, а также необходимые для здоровья и развития личности предметы: математика, обществознание, литература, история, физическая культура. Вместе с ними школьники начнут посещать групповые практикумы для подготовки к экзаменам по дисциплинам, которые нужны им для поступления в вузы. Практикумы будут стоять в расписании вместо уроков по непрофильным предметам, пройденным в первом полугодии, поэтому учебная нагрузка на детей не увеличится.

Особое внимание на практикумах будет уделено разбору сложных заданий, которые вызывают затруднения у выпускников на ЕГЭ. Чтобы успешно внедрить новый формат обучения, для преподавателей также будет организована системная подготовка.

По каждому предмету будут формироваться группы для подготовки в зависимости от результатов пробных ЕГЭ, независимых диагностик, уровня знаний, успеваемости и желаемых результатов на экзамене. Например, ученики класса А, которые планируют сдавать биологию, будут изучать ее на практикумах вместе с учениками из классов Б и В. При этом те, кому нужно сдать биологию на высокий балл, и те, кому нужен минимальный балл, будут посещать разные практикумы. Старшеклассники, которым биология для поступления не нужна, получат оценку по результатам первого полугодия. Таким образом, у каждого ученика будет собственная траектория подготовки и гибкий учебный план. Единственным обязательным для всех практикумом будет русский язык, так как он необходим для поступления на любые факультеты вузов.

Тренд 3. Расширенная реальность и обучение в разных форматах

Сегодня в мире активно развивается смешанная форма обучения, в которой традиционный офлайн дополняют онлайн-форматы. Согласно последнему отчету Renub Research, объем мирового рынка онлайн-образования к 2027 году составит 585,48 млрд долларов США. Самое быстрое развитие онлайн-обучение получило в странах, которые сильнее всего пострадали от коронавируса: в Китае, Южной Корее, Италии и Иране. Электронные средства обучения имеют свои преимущества: материал можно пересмотреть несколько раз для лучшего понимания, онлайн дает большую вариативность времени и места, открывает учащимся доступ к материалам других школ и образовательных учреждений.

Использование технологии искусственного интеллекта (ИИ) в обучении — еще один тренд 2022 года, призванный помочь школам проводить диагностики, персонифицировать обучение, автоматизировать стандартные задачи и служить системой подсказок для преподавателей. В Китае в школах используют систему распознавания лиц, чтобы проверять, насколько внимательны ученики на занятиях. Для этого их лица сканируют с помощью камер, оснащенных алгоритмами компьютерного зрения. Американская система Altitude Learning формирует индивидуальные траектории обучения для школьников, а персональный ассистент для учителей Merlyn помогает в управлении классом и проведении уроков.

Сегодня появляется все больше инструментов, благодаря которым дистанционное обучение становится эффективным. Среди них — технологии расширенной реальности. AR и VR дают возможность виртуально взаимодействовать с объектами, которые недоступны в других условиях, дистанционно общаться с людьми и даже путешествовать во времени. В США VR-технологии стали внедрять в школах в 2000-х: создавались платформы для виртуальных путешествий, симуляторы инженерных объектов, программы для повышения интереса к профессиям и другие. Одним из прорывов стал проект Google Cardboard, который позволяет запускать виртуальное окружение на смартфонах при помощи обычной картонной коробки и для которого существует множество приложений по анатомии, астрономии и другим направлениям. С середины 2010-х Великобритания и европейские страны применяют VR-симуляции, чтобы помочь ученикам определиться с будущей профессией. Государственная программа поддержки VR в США позволяет развивать социальные навыки у учеников. В Китае индустрия виртуальной реальности сосредоточена почти исключительно в образовательном секторе. Благодаря государственному участию и крупным инвестициям национальных компаний страна стала мировым лидером по внедрению VR в школах и главным поставщиком готовых решений в соседние страны. Мировой технологический гигант HTC оборудует виртуальные кабинеты в школах, а геймдев-компания NetDragon ежегодно проводит конкурс навыков виртуальной реальности более чем для 300 школ.

Московское образование ориентировано на детей цифрового века. Это современная, продуманная, отвечающая образовательным запросам технологичная среда. Помещения оборудованы интерактивными досками и лабораторными комплексами для занятий робототехникой, инженерным делом, медициной. Для возрастных групп разработаны стандарты разных образовательных пространств.

Во время обучения в предпрофессиональных классах или образовательной вертикали ученики используют оборудование лабораторий и ИТ-полигонов. Полноценные опыты, а также физические, химические и робототехнические эксперименты проводятся в среде виртуальных лабораторий МЭШ. Для учеников 5–11-х классов в МЭШ организуют виртуальные интеллектуальные турниры.

Цифровые сервисы также открывают детям индивидуальный подход к учебе. Сейчас можно удаленно осваивать даже то, что раньше предлагалось к изучению только очно. В библиотеке «Московской электронной школы» содержится более 1,7 млн единиц полезных образовательных материалов. Учащиеся, которые пропустили материал по болезни, могут самостоятельно освоить его в МЭШ в онлайн-формате, получив рекомендацию преподавателя. Материалы, которые учителя прикрепляют к урокам, всегда видны в электронном дневнике. Помимо этого, детям доступны автоподборки материалов по темам из библиотеки.

За счет партнерского контента и интеграции с образовательными платформами отечественных разработчиков пользователям «Библиотеки МЭШ» доступен уникальный контент. Например, в образовательный процесс включены тысячи исследовательских проектных работ по разным предметам для начальной и основной школы, которые позволяют сформировать у ребят метапредметные компетенции, учат их системно мыслить, работать в команде и анализировать информацию.

Тренд 4. Равные возможности доступа учащихся к образованию

Безусловный тренд ведущих мировых образовательных систем — предоставление равных возможностей обучения всем детям независимо от их финансового и социального положения. В процессе обучения ученики могут сталкиваться с разными барьерами, и важно минимизировать их влияние и обеспечить получение качественного образования в равных условиях.

В Финляндии право на получение бесплатного обязательного школьного образования независимо от места проживания и социально-экономического статуса закреплено законом еще с 1970 года. Школы равномерно распределены по стране в соответствии с плотностью населения. Независимо от количества учащихся, которое варьируется от нескольких десятков до нескольких тысяч, нормы и уровни обучения почти не отличаются и соответствуют международным стандартам. Квалификация учителей также везде одинакова. В стране разработан государственный учебный план, на основе которого школы составляют собственные индивидуальные планы. Это гарантирует одинаковый уровень и объем преподавания определенных предметов для всех школьников. Для отстающих создан институт кураторства, который обеспечивает ученикам с низкой успеваемостью дополнительную поддержку. Обучение по коррекционным программам проходит вместе с общим обучением, запрещены элитные классы и выделение каких-либо предметов в ущерб другим.

В Казахстане одним из ключевых проектов, способствующих модернизации школьной системы, стали 20 школ «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) в разных регионах страны. НИШ были созданы с целью развивать промышленность республики, поэтому они работают по модели STEM, объединяя естественные науки и инженерные предметы в общую систему. Есть школы с химико-биологическим и физико-математическим профилем. Опыт НИШ транслируется на образовательную систему страны и помогает повышать ее уровень благодаря самым разным активностям. Это современные методические разработки, каникулярная и виртуальная школы для подготовки к поступлению, разработка образцов тестовых заданий и проведение пробных экзаменов, проект «Школа родителей» и курсы повышения квалификации для педагогов из массовых школ.

В Москве везде созданы одинаковые условия для достижения высоких учебных результатов. Все школы столицы обеспечены современной инфраструктурой и оборудованием, в них работают профессиональные сотрудники, поэтому 95% москвичей выбирают школу рядом с домом. Технологическое оснащение школ постоянно совершенствуется. В учебном году 2022/2023 в столице все учителя получат ноутбуки, а в кабинетах информатики с 1 сентября 2022 года уже установили 50 тысяч новых моноблоков. Кроме того, к концу 2023 года бесплатная Wi-Fi-сеть Study.mos с функцией контент-фильтрации появится в помещениях школ для 1–4-х классов. Сегодня сеть доступна в зданиях, где учатся 5–11-е классы.

МЭШ помогает обеспечить равный доступ детей и учителей к широкому набору современных образовательных сервисов. В сентябре 2022 года Правительство Москвы, Минпросвещения и Минцифры заключили соглашение о сотрудничестве для развития проекта «Моя школа» в регионах, которое позволит транслировать московский опыт и обеспечить всем школьникам страны в разных регионах и школах единый доступ к качественному контенту. В каком бы населенном пункте ни проживал ребенок, он сможет получить доступ к самым современным цифровым сервисам и актуальным материалам для изучения школьной программы.

Читайте также: