Сюжет
Специальный проект
К главной

Почти 90% юных москвичей вовлечены в систему дополнительного образования

Кружки и секции для школьников сегодня являются неотъемлемой составляющей предпрофессиональной подготовки и создают условия для полноценного развития личности.

Знаний много не бывает

Дополнительное образование школьников обеспечивает всестороннее развитие личности, социализацию в обществе, подготовку к взрослой жизни, говорят эксперты. Оно напрямую связано с успеваемостью и возможностями самоопределения, отмечают авторы «Мониторинга экономики образования» из НИУ ВШЭ. «После окончания 11-го класса школьники, которые посещают две и более программ дополнительного образования в своей школе, значительно чаще планируют поступать в вузы», — говорится в документе.

Дополнительное не значит второстепенное, подчеркивает директор образовательного комплекса «Воробьевы горы» Елена Мельвиль: «Между общим и дополнительным образованием школьников есть неразрывная связь. Именно на занятиях в рамках допобразования ребенок применяет на практике знания, которые получает в школе, дополняя их практическими навыками и в том числе восполняя возникающие пробелы». Кроме того, по словам эксперта, по форме и содержанию допобразование повышает мотивацию ребенка к изучению в числе прочего общеобразовательных предметов, ему хочется изучить отдельные дисциплины глубже и всестороннее.

Система допобразования в нашей стране развивается как в рамках образовательных учреждений, так и во внешкольном формате. 80% российских учащихся, по данным ВШЭ, ходят в различные кружки, секции, студии и клубы, 63% из них посещают занятия за пределами своей школы.

Тем временем, как утверждают специалисты, именно единая площадка школы позволяет ребенку охватить большее число кружков и секций, студий и клубов. 25% детей — участников опроса ВШЭ посещают как минимум три программы допобразования в своей школе, тогда как вне школы это удается делать только 14%. При сокращении количества занятий пропорция выравнивается: два кружка или секции как в школе, так и вне ее стен посещает одинаковый процент опрошенных — 32%. А тех, кто ходит только на одно занятие, оказалось больше во внешкольном формате — 53% против 43%. При этом нужно отметить, что дополнительные занятия за пределами школы значительно чаще бывают платными.

По словам директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяны Клячко, в крупных городах у школьников гораздо больше возможностей для занятий в разных направлениях допобразования, чем в сельской местности, где кружки и секции при школах имеют особенно ценное значение.

Школьная база

В исследовании ВШЭ отмечается, что в Москве самая высокая доля детей, получающих дополнительное образование только в своей школе. Несмотря на то, что существует достаточно широкий выбор возможностей допобразования в специализированных организациях.

В 2022 году программами допобразования было охвачено 89% юных москвичей от 5 до 18 лет — более 1,3 млн человек. В столице работают кружки и секции всех основных направлений: технического, естественно-научного, физкультурно-спортивного, художественного, туристско-краеведческого, социально-гуманитарного. 83% программ, по данным Департамента образования и науки города Москвы (ДОНМ), реализуется на бесплатной основе.

Школьное пространство и сама школа — главная площадка для развития дополнительного образования, уверен заместитель руководителя ДОНМ Антон Молев: «Полноценным школьное образование является только в том случае, когда оно дополняется широким полем для поиска ребенком собственных интересов, совершения проб и ошибок, которое дает только дополнительное образование. Сегодня школа до глубокого вечера живет насыщенной жизнью, и во второй половине дня пространство школы наполнено самыми разными активностями».

Столичная система допобразования охватывает не только школы, но и колледжи, вузы, а также специализированные образовательные комплексы. Крупные образовательные учреждения в административных округах Москвы образуют основу инфраструктуры дополнительного образования столицы, считает директор Дворца творчества детей и молодежи имени А. П. Гайдара Надежда Куранина. В состав ДТДиМ, в частности, входит более десятка ранее самостоятельных учреждений. «Такое объединение потенциалов дает возможность отклика на самые разнообразные интересы детей и их родителей. В нашем арсенале более тысячи образовательных программ», — говорит Надежда Куранина.

Кроме того, в образовательную структуру Москвы и систему дополнительной подготовки входят музеи, театры, парки и технопарки города, отмечает Елена Мельвиль. Например, комплекс «Воробьевы горы» реализует более 1,5 тыс. программ: от традиционных художественных студий, хореографии, игры на музыкальных инструментах до программ по цифровой фотографии, мультимедиажурналистике, промышленному дизайну, проектированию и управлению беспилотниками, астрономии, космонавтике, зоологии, генетике и медицине.

Тяга к исследованиям

Особое значение для страны сегодня приобретает массовое вовлечение школьников в научно-техническое творчество. Эту задачу решает организация допобразования детей в технических кружках, секциях, лабораториях. В ближайшие два года будет обновлено содержание программ научно-технического творчества, следует из плана Минпросвещения и Минобрнауки РФ в 2022 году. В них, например, интегрируют занятия по кибербезопасности, большим данным, искусственному интеллекту и машинному обучению, а также квантовым и аэрокосмическим технологиям, освоению Арктики, робототехнике и ресурсосберегающей энергетике.

Дети по своей природе исследователи, отмечает Елена Мельвиль: «Необходимо развивать естественное для ребенка стремление активно познавать мир, вести наблюдения, анализировать, строить гипотезы и делать выводы». Почти половина (47%) детей, которые занимаются в Московском дворце пионеров, предпочитает кружки научно-технического и естественно-научного творчества, в том числе лаборатории железнодорожного, авиа- и судомоделирования, картодром, технопарк, детский автоклуб, опытный бассейн, игротеку, кружки по робототехнике, программированию и многие другие.

Школьные секции научно-технического и естественно-научного допобразования оснащены самым современным оборудованием, подчеркивают в ДОНМ. Важную роль играет событийная часть — соревнования, хакатоны и другие мероприятия, позволяющие учащимся проверить и проявить себя, отмечает Антон Молев.

Инфраструктура для научно-технического направления также создана на базе ряда федеральных вузов. «Важно, чтобы школьники занимались не только в школе, но и на площадке вуза, который в будущем может стать пространством для получения высшего образования», — считает Антон Молев.

Более 30 тыс. школьников ежегодно проходят технико-ориентированные занятия по программам допобразования в Центрах технологической поддержки образования (ЦТПО). Они работают на основе партнерства вузов, школ и колледжей и предоставляют коллективный доступ к высокотехнологичному оборудованию.

Спортивный интерес

Научить дисциплине и целеустремленности детей невозможно без спорта, считает Елена Мельвиль. Занятия спортом, по ее словам, являются неотъемлемым условием комплексного развития ребенка и играют большое значение в достижении академических результатов: «Исследования показывают, если ребенок посещает два и более кружков допобразования, в том числе спортивные секции, его эффективность в школе повышается более чем на 80%».

Согласно Межотраслевой программе развития школьного спорта до 2024 года Минспорта и Минпросвещения РФ, к указанному сроку во всех общеобразовательных организациях должны быть созданы школьные спортивные клубы, а в регионах и муниципалитетах — собственные школьные лиги.

Спортивный клуб в образовательной организации — это эффективный механизм развития и популяризации школьного и студенческого спорта, воспитания талантов и способностей обучающихся, которые могут попробовать себя не только в роли спортсменов, судей, организаторов и болельщиков, но и волонтеров, журналистов, видео- и фотооператоров, отмечают в ДОНМ.

В Москве действуют уже 549 школьных спортивных клубов. Для вовлечения в регулярные занятия физической культурой, спортом и спортивные мероприятия всех участников образовательного процесса спортклубы создаются во всех школах, колледжах и вузах московской системы образования.

Московские власти регулярно проводят городские конкурсы «Лучший школьный спортивный клуб» и «Самый спортивный клуб», «Открытый смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта».

Команды спортивных клубов принимают участие в соревнованиях школьных спортивных лиг, турниров и фестивалей более чем по 20 видам спорта.

Наиболее популярные из командных видов спорта в Москве — волейбол, баскетбол, футбол, говорит Антон Молев: «Активно развиваются также настольный теннис и единоборства. Набирает популярность лапта». Перспективным направлением город считает киберспорт.

Дальнейшее развитие спортклубов общеобразовательных учреждений в Москве связывают с участием школьных команд в профессиональных соревнованиях наряду с командами специализированных спортшкол и спортивных обществ. В 2023 году совместно с Москомспортом ДОНМ запустил проект, в рамках которого школьники допускаются к профессиональным волейбольным турнирам. В настоящее время в мужском и женском зачетах школьные команды играют наряду со спортшколами и занимают во всей турнирной таблице пятое-шестое места, говорит Антон Молев: «Такая прямая конкуренция повышает статус школьных клубов и школьных секций».

Кроме того, активное участие столичные школьники сегодня принимают и в выполнении нормативов ГТО, отмечает Антон Молев. Организацией соответствующих испытаний занимаются Минспорт РФ и Москомспорт.

Ключевая особенность дополнительного образования в том, что это образование по выбору ребенка и его родителей, говорит Надежда Куранина. «Первое в стране учреждение дополнительного образования было создано в 1918 году, станция юных любителей природы в Сокольниках, — напоминает она. — То есть в период жесточайшей гражданской войны власть заботилась о том, чтобы в стране были дети, которые относятся к образованию не только как к обязанности, но и как к ценности, к области их интересов и возможностей».

Читайте также:

Статья
Когда театр начинается со школы
Театральное направление как важный элемент столичной образовательной системы
Статья
Олимпиады как социальный лифт в образовании
В столице создана система подготовки учащихся к интеллектуальным состязаниям
Тест
Московские школьники это знают. А вы?
Попробуйте ответить на вопросы ЕГЭ и набрать высший балл
Фоторепортаж
Как выглядит современная московская школа
Многофункциональное пространство для учебы, общения, спорта и творчества
Статья
Полезно и вкусно:
как столичные школьники изменили меню в столовой
Разнообразное меню и возможность выбирать блюда по вкусу уже доступны ученикам
Интервью
«МЭШ — это помощник и органайзер учебных материалов»
Как Московская электронная школа по-новому открыла для детей, родителей и учителей образовательный процесс
Инфографика
Образование в Москве: успехи в цифрах
Наглядно о том, как столичным школьникам помогают определиться со своим будущим
Статья
Тренды школьного образования в 2022 году
Какие мировые образовательные тренды реализовали в московских школах